Найдено древнейшее человеческое захоронение в Африке

© Jorge González/Elena SantosВиртуальная реконструкция расположения скелета ребенка в погребальной яме

Найдено древнейшее человеческое захоронение в Африке

Археологи обнаружили в пещере в Кении погребальную яму со скелетными останками. По возрасту находка относится к среднему каменному веку и это древнейшее человеческое захоронение на Африканском континенте, известное на сегодняшний день. Описание приведено в журнале Nature.

Несмотря на то, что Африка считается колыбелью человечества, ранние свидетельства захоронений на этом континенте весьма немногочисленны. В Европе и Азииогребения найдены п неандертальцев и современных людей возрастом до 120 тысяч лет, но до сих пор оставалось загадкой, как обращались в каменном веке со своими умершими жители Африки.

Во время раскопок в пещере Панга-я-Саиди в Кении археологи обнаружили захоронение возрастом примерно 78 тысяч лет назад, что соответствует среднему каменному веку. Первые костные фрагменты ученые нашли в 2013 году, но только в 2017 году на глубине около трех метров ниже нынешнего пола пещеры вскрылась округлая полость, заполненная рыхлыми отложениями и скоплением хрупких и сильно разрушенных костей.

Учитывая хрупкость материала, исследователи провели консервацию блока с останками и доставили его в сначала в Найроби, а затем в Бургос в Испании, где в Национальном центре исследований эволюции человека (CENIEH) провели реставрацию и детальные исследования, включающие археометрию, цифровую картографию, трехмерный анализ, компьютерную микроскопию и микротомографию.

«В то время мы не очень понимали, что нашли. Кости были слишком хрупкими для изучения на месте, — приводятся в пресс-релизе CENIEH слова одного из участников исследования Эммануэля Ндима (Emmanuel Ndiema) из Национальных музеев Кении. — Мы были взволнованы находкой, и прошло некоторое время, прежде чем мы осознали ее важность».

Обнаружен древнейший на Ближнем Востоке алфавит

Более года потребовалось ученым, чтобы однозначно идентифицировать останки. Оказалось, что они принадлежат ребенку Homo sapiens, мальчику от 2,5 до 3 лет, которого назвали «Мтото», что на суахили означает «ребенок».

«Постепенно части черепа и лица начали очерчиваться, челюстные суставы остались нетронутыми, а некоторые зубы еще не сформировались. Сочленение позвоночника и ребер также сохранились, и даже была сохранена кривизна грудной клетки», — рассказывает первый автор статьи палеоантрополог Мария Мартинон-Торрес (María Martinón-Torres), директор CENIEH.

Тело находилось в могиле в согнутом положении, на правом боку, с коленями, прижатыми к груди. Микроскопический анализ костей и окружающей почвы подтвердил, что после того, как тело поместили в полость, его быстро закопали, что сохранило его от быстрого разрушения.

«Все это наводит на мысль, что это было преднамеренное захоронение — разложение тела происходило в той же полости, в которой были обнаружены кости, — продолжает Мартинон-Торрес. — Что еще более важно, положение головы предполагает использование истлевшей опоры, или подушки, что говорит о существовании какого-то погребального обряда».

Тафономические свидетельства указывают также на использование савана или плащаницы, следы которой сейчас уже невозможно обнаружить в плотно утрамбованной земле.

На одном уровне с захоронением археологи нашли каменные орудия, относящиеся к африканскому мезолиту.

«Связь между захоронением этого ребенка и орудиями среднего каменного века сыграла решающую роль в подтверждении того, что это, без сомнения, Homo sapiens», — отмечает Ндима.

Небольшое количество человеческих захоронений периода каменного века в Африке, по сравнению в Евразией, остается загадкой. По словам исследователей, это может отражать различия в практике погребения на разных континентах. Но сделанная находка по крайней мере дает представление о том, как обращались далекие предки африканцев с умершими детьми.

Найдено древнейшее человеческое захоронение в Африке