Еженедельник «Аргументы и Факты» № 20. Керчь, Казань… Как больше не наступать на те же грабли? 19/05/2021
пресс-служба администрации Краснодара
«Сначала сократим срок летнего отключения горячей воды с 14 до 7 дней. Затем «умные» технологии позволят перейти на 3 дня», – заявляло руководство Минстроя в 2018-м.
Прошло 3 года, и муниципалитеты вновь сообщили о 14-дневных отключениях. И хорошо, если этим сроком всё ограничится. Прошлым летом люди сидели без горячей воды гораздо дольше, а некоторые терпели неудобства на протяжении всего лета. Где же обещанные 3 дня?
Андрей Широков, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ:
Есть «хотелки» чиновников-мечтателей, а есть реалии жизни. И они постоянно (через аварии и прорывы на трубах) напоминают нам о том, что износ коммунальной инфраструктуры в стране доходит до 70–80%. За 3–7 дней при такой дырявости ничего не сделать. Да и за 14 дней порой не справиться. Учитывая, что в стране есть ещё и сотни километров бесхозяйных сетей, которые вообще никому не принадлежат и никак не ремонтируются.
Когда начнут отключать горячую воду в Москве?
Поставщик продаёт свой ресурс потребителю, но посылает его по «ничейным» трубам. Газовые трубы находятся под давлением, водяные – под напором. А случись что – виновного нет. Предприятия, которым они когда-то принадлежали, давно обанкротились, муниципалитет не взял их на баланс. Эта проблема не решается годами. И на уровне Федерации никто не хочет за неё браться. Минэнерго отмахивается, Росреестр говорит, что это не его вотчина, Минстрой занимается стройкой новых объектов. В итоге имеем то, что имеем. Люди жалуются, что у них горячую воду сначала на 14 дней отключают, потом ненадолго дают, а затем опять лишают. Землю роют всё лето, но с наступлением холодов опять начинают бить гейзеры из-под асфальта.
Рисунок: АиФ/ Андрей Дорофеев
Так всё и будет продолжаться, пока мы, во-первых, не решим вопрос с бесхозяйными сетями. И, во-вторых, не начнём восстанавливать коммунальную инфраструктуру за счёт федерального бюджета. Чтобы залатать магистрали, нужны триллионы. Есть они у муниципалитетов? Нет. Тариф покрывает лишь производственную часть приготовления ресурса, на инвестиционную для замены старых сетей остаются крохи. И муниципалитет помочь не может, потому что сам беден как церковная мышь и весь в долгах перед регионом. А тот, в свою очередь, – перед федеральным бюджетом и, что ещё хуже, перед коммерческими банками, которым надо отдавать не только тело кредита, но и высокие проценты. При этом деньги, которые собирают со всех жильцов – на капремонт и прочее, – растворяются в бюджетах, а не идут на поддержание их домов и подводящих сетей. При таком раскладе мы ещё не одно десятилетие будем бегать с тазиками и кипятить воду.