История казахского костюма

Казахская нация, сложившаяся с конца пятнадцатого по начало шестнадцатого века, стала наследницей материальной и духовной культуры племен, некогда проживавших на обширных территориях Казахстана. В процессе наследования и дальнейшего развития декоративно-прикладного искусства сформировался определенный врожденный художественный стиль. Заказать национальный казахский костюм или сувенир можно тут.

Сходство материальных культур народов Сибири, Урала, Казахстана и Средней Азии, родственных по происхождению и исторической судьбе, прослеживается еще во II веке до н.э., когда ярко проявилось культурное единство обширных племен Евразии. . . появляется выход.

Условный термин «Сакская культурная общность» лучше всего определяет характеристику восточного очага степной культуры в скифскую эпоху. Ядро этого культурного ареала составляют в основном два племени, казахи и алтайцы, исторические судьбы которых были переплетены вплоть до 7-го и 6-го веков. ДО Н.Э. И их культура основана на том же андроновском фундаменте. У них схожие семейные характеристики и хозяйственные формы.

Телега – типичный памятник сакской эпохи в Казахстане. Так, в одном из погребений в Пазарыке (Алтай) сохранились остатки шуб, двухслойных войлочных бурков и замшевых халатов. Некоторые виды казахской верхней одежды, такие как шубы, войлочные накидки, по типу сходны с пазарыкскими курганами. Это сходство можно найти и в войлочных чулках с узорчатым верхом (байпак по-казахски) и в остроконечных шапках из толстого войлока, которые сегодня распространены у казахов. Длинная остроконечная шапка древних саков, вероятно, стала прообразом саукеле — высокого (до 70 см) головного убора казахских невест.

Найденные на территории Казахстана памятники сакской эпохи относятся к так называемому звериному стилю, для которого в ранние времена были характерны реалистические изображения животных. В будущем декоративные узоры станут более распространенными. Можно сказать сравнение древних и современных материалов, многие из которых сохранились в казахском и кыргызском искусстве до наших дней. Баран является одним из главных тотемов и олицетворяет собой силу и могущество власти. Узор «кошкар мыз» (в переводе с казахского — бараний рог) встречается в различных вариациях и остается одним из основных мотивов казахских орнаментов.

в III-II вв. ДО Н.Э. Звериные стили уступают место красочным. Это металлические пластины, инкрустированные цветными драгоценными камнями, рядами цветочных лент, перегородчатой ​​эмалью, окруженные узором из треугольников и ромбов. Это время совпадает с присутствием в этих регионах гуннов, усуней и кангеров (тюрков).

Женский головной убор жаулык, сшитый из сложенных квадратов белой хлопчатобумажной ткани, вероятно, появился во времена древних тюрков, об этом можно судить по скульптурным изображениям этой эпохи. А эта струящаяся юбка, называемая у казахов бельдашше, восходит, вероятно, ко временам гуннов.

Дальнейшее развитие искусства в Казахстане ярко отразилось на искусстве и культуре чипчаков, каруков и других племен. Наиболее распространенные изделия искусно выполнены из войлока и серебра.

В этот период появился способ заворачивания одежды на левую сторону, а также отделка краев одежды различными драгоценностями: нашивками с золотой и серебряной нитью, вышивкой и галеонами, якобы для отпугивания злых сил. С этой же целью женский головной убор кимешек украшают вышивкой и узорной отстрочкой по краю выреза горловины.

В национальной культуре тюрков и кипчаков существует обычай украшать детские и девичьи шапки, а в некоторых случаях и шапки странствующих певцов, перьями совы, считающейся мифической птицей, перья которой защищают от сглаза и болезней.

Позже на формирование казахского костюма повлияли русская, татарская и среднеазиатская культуры. Мужской бешмет с разрезом на талии и расклешенные женские платья кулиш койлок и жас койлок — платья с густыми воланами и лацканами легко заметить

Сходства в элементах казахского национального костюма прослеживаются в разных регионах республики, нет различий в пошиве, выборе материалов, использовании отдельных предметов одежды.