© Fotolia / ldprodОфисный работник за компьютером
© Fotolia / ldprod
Исследователи Московского городского педагогического университета (МГПУ) выяснили, что ждут работодатели от выпускников, и какими компетенциями им необходимо обладать сегодня, чтобы получить достойно оплачиваемую работу, профессионально развиваться и успешно строить карьеру. Данные опубликованы в журнале «Психологическая наука и образование».
Сегодня заказчиками и потребителями результатов образования выступает все общество, считают исследователи МГПУ. На деньги налогоплательщиков, которые практически играют роль инвесторов в образование, осуществляет свою деятельность школа, учатся и получают стипендии студенты. Коммерческие и государственные компании спонсируют целевое обучение. Вопросами – чему нужно обучать в современных школе и вузе, задаются все участники рынка труда, их ожидания изучают, они влияют на формирование новых трендов обучения, будь то потребность в конкретных специалистах или в отдельных качествах, например, стрессоустойчивость или высокая обучаемость.
Основываясь на этом, эксперты Лаборатории управления проектами МГПУ поставили цель узнать, каких результатов ждут участники рынка труда от современного образования в части формирования метапредметных компетенций.
Метапредметные компетенции, по словам экспертов, это универсальные умения, востребованные в совершенно разных сферах деятельности. Например, найти информацию, проанализировать данные, написать текст, презентовать себя. Эти компетенции способствуют самостоятельности и самореализации.
«Принципиально важно отметить, что метапредметные компетенции понимаются и трактуются рынком труда, как совокупности целенаправленных действий, которые проявляются в наиболее распространенных ситуациях, таких как прием на работу, получение надбавок и премий, угроза сокращения, повышение квалификации, карьерный рост», – прокомментировал руководитель Лаборатории управления проектами МГПУ Сергей Весманов.
Анализ полученных данных показал, что ожидания относительно метапредметных результатов обучения можно описать девятью компетенциями в виде действий. Это умение адаптироваться, взаимодействовать, говорить и писать, достигать, конкурировать, презентовать, проектировать, управлять, учиться. Ученые рекомендуют включить их в образовательные стандарты.
«Современный рынок труда в полной мере оперирует деятельностным подходом и ждет от образования формирования компетенций в деятельностном залоге. Иначе говоря, работодателям важно, чтобы сотрудники не просто обладали какими-то знаниями, а умели действовать», – рассказал Весманов.
В ходе исследования специалисты опросили 48 респондентов: работодателей, сотрудников организаций и университетских преподавателей, представляющих как отрасли гуманитарного, так и технического и естественнонаучного профилей. Им предложили кейсы, описывающие основные функции управления персоналом, и уточняющие вопросы внутри каждой ситуации. Например, в кейсе «Собеседование при приеме на работу», у работодателей уточняли о требованиях к кандидату помимо профессиональных обязанностей. В кейсе «Премирование» у сотрудников спрашивали, знают ли они в каких случаях в их организации назначают надбавки.
Практическая значимость полученных результатов, как считают авторы исследования, состоит в том, что образование должно сосредоточиться на обучении деятельности в виде совокупности действий. Такие совокупности описаны в результатах исследования, что является шагом к их практическому формированию в учебном процессе уже на уровне среднего образования.