Создан первый подробный атлас клеток головного мозга млекопитающих

© Allen Institute for Brain ScienceДиаграмма таксономии типов клеток первичной моторной коры мыши

Создан первый подробный атлас клеток головного мозга млекопитающих

Диаграмма таксономии типов клеток первичной моторной коры мыши

Рабочая группа проекта по созданию карты активности мозга BRAIN Initiative сообщила о завершении этапа переписи всех клеток моторной коры головного мозга млекопитающих. На основе исследований мозга мышей, обезьян и человека создан самый подробный на сегодняшний день атлас, включающий все типы клеток мозга. В работе приняли участие более 250 ученых из 45 учреждений с трех континентов. Результаты опубликованы в виде 17 статей специального выпуска журнала Nature.

Проект BRAIN Initiative реализуется с 2013 года под эгидой Национальных институтов здравоохранения США (NIH). Его часть под названием BRAIN Initiative Cell Census Network (BICCN) посвящена составлению Атласа типов клеток и анатомической нейронной схемы первичной моторной коры головного мозга млекопитающих как основы для глубокого изучения типов клеток остальной части мозга млекопитающих. Первичная моторная кора — области мозга, ответственная за движения, совершаемые группами мышц.

Человеческий мозг состоит из миллиардов специализированных клеток — нейронов, которые образуют триллионы связей, называемых синапсами. Разные типы нейронов влияют на разные функции мозга, однако точные количественные оценки нейронов различных типов до сих пор отсутствовали. Атлас объединяет информацию о молекулярных, пространственных, морфологических, связных и функциональных особенностях различных типов мозговых клеток у мышей, обезьян и людей.

Исследователи обнаружили, что клетки моторной коры организованы в отдельные подтипы с несколькими уровнями иерархии. Всего, основываясь на генетическом профиле и расположении в головном мозге, авторы выделили 25 подтипов клеток.

Создан первый подробный атлас клеток головного мозга млекопитающих

Подтверждена связь между аллергией и психическими расстройствами

«Хотя у всех людей одна и та же общая структура мозга, различные факторы окружающей среды и генетические факторы определяют то, как наш мозг развивается и функционирует. Другими словами, мозг каждого человека отражает его уникальное происхождение и жизненный опыт. Полный учет всех типов клеток, из которых состоит мозг, их характеристик и того, как они различаются от человека к человеку, имеет решающее значение для понимания того, что делает нас людьми», — пишут ученые в сопроводительной статье.

Кроме того, по мнению авторов, созданный атлас стал важным шагом к пониманию возникновения таких заболеваний, как шизофрения, наркомания, судорожные расстройства и болезнь Альцгеймера, и разработке методов их лечения.

«Существует острая необходимость в разработке методов лечения заболеваний головного мозга. Исследования, проводимые в рамках BICCN, предоставят ученым инструменты, позволяющие точно определять типы клеток и нейронные сети и лечить расстройства, влияющие на мышление, память, настроение и движения, с помощью геномной терапии», — приводятся в пресс-релизе NIH слова одного из участников исследования доктора Уолтера Корошеца (Walter Koroshetz), директора Национального института неврологических расстройств и инсульта.

Авторы отмечают, что создание атласа стало возможным благодаря появлению за последние десять лет новых методов, позволивших перейти от изучения физических характеристик клеток к анализу молекулярных особенностей, лежащих в основе функционирования клеток. Данные, которые легли в основу атласа, получены на основе исследований транскриптома — полного набора считываний генов в клетке, который содержит инструкции по созданию белков и других клеточных продуктов, и эпигенома — набора химических модификаций ДНК клетки, который определяет способ выражения генетической информации.

Создан первый подробный атлас клеток головного мозга млекопитающих