Опубликован полный каталог гравитационных волн

© Carl Knox / OzGrav, Swinburne University of TechnologyОбновленный каталог гравитационно-волновых событий GWTC-3

Обновленный каталог гравитационно-волновых событий GWTC-3

Гравитационно-волновые обсерватории LIGO (США), Virgo (Италия) и KAGRA (Япония) сообщили о завершении обработки данных третьего совместного цикла наблюдений, завершившегося в марте 2020 года. Итогом стала новая версия каталога гравитационно-волновых переходных процессов GWTC-3, которая теперь содержит 90 сигналов, 35 из которых ранее не публиковались. Результаты оформлены в виде четырех статей, размещенных на сервере препринтов arXiv.org (статья 1, статья 2, статья 3, статья 4).

Все сигналы, зафиксированные в каталоге, исходят от слияния черных дыр и нейтронных звезд. Среди них ученые отмечают несколько необычных событий, таких как поглощение нейтронной звезды черной дырой, участие двойных черных дыр, а также слияние массивных черных дыр.

«В O3b (второй части третьего цикла наблюдений — прим. ред.) мы обнаружили GW191219_163120 — сигнал слияния, который исходит от черной дыры, в 32 раза превышающей массу нашего Солнца, которая поглощает нейтронную звезду массой всего 1,17 солнечной — наименее массивную нейтронную звезду из когда-либо наблюдаемых, — приводятся в пресс-релизе Института гравитационной физики Макса Планка в Потсдаме слова одного из участников исследований доктора Алессандры Буонанно (Alessandra Buonanno), директора института и профессора Университета Мэриленда. — Новые наблюдения продолжают бросать вызов нашему пониманию того, как образуются черные дыры звездной массы и нейтронные звезды и как они приходят на орбиту друг друга, пока не сольются».

Еще одно новое открытие O3b — событие GW200210_092254, при котором черная дыра сливается со вторым объектом — либо очень массивной нейтронной звездой, либо черной дырой очень малой массы. Большинство же наблюдений — это слияния бинарных черных дыр, включая некоторые особо примечательные события.

Опубликован полный каталог гравитационных волн

Астрономы раскрыли тайну гибели галактик

«20 февраля 2020 года мы стали свидетелями рождения еще одной «большой рыбы» — черной дыры средней массы, образовавшейся в результате слияния двух тяжелых черных дыр», — говорит еще один участник исследований Франк Ом (Frank Ohme), руководитель Независимой исследовательской группы Макса Планка в Институте Альберта Эйнштейна в Ганновере. — Более того, мы находим несколько событий, в которых гравитационные волны раскрывают информацию о спинах сливающихся черных дыр».

Многие открытия стали возможными благодаря тому, что в октябре 2019-го в течение месячного перерыва между фазами O3a и O3b третьего цикла наблюдений произвели модернизацию и улучшение детекторов LIGO и Virgo, в результате чего повысилась их чувствительность. А к концу третьего цикла к наблюдениям присоединился детектор KAGRA в Японии, после чего последовали две недели одновременных наблюдений с немецко-британским детектором GEO600, расположенным в Германии.

В статьях ученые представили точные модели различных вариантов гравитационных волн от сливающихся черных дыр, учитывающие такие параметры, как прецессия спинов черных дыр, мультипольные моменты, а также приливные эффекты, вносимые потенциальным спутником нейтронной звезды. Для разработки моделей использовали высокопроизводительные компьютерные комплексы Minerva и Hypatia в Институте Альберта Эйнштейна в Потсдаме и Holodeck в Ганновере.

В настоящее время детекторы LIGO, Virgo и KAGRA проходят модернизацию, для того чтобы в конце 2022-го приступить к очередному, четвертому циклу совместных наблюдений. Исследователи ожидают, что после модернизации, которая повысит скорость фиксации, гравитационные волны будут наблюдать в три раза чаще, чем в O3 — до пяти сигналов в неделю.

Опубликован полный каталог гравитационных волн