Идею декларировал нынешний советник РФС по судьям.
Суперлига быстро разбилась, но Флорентино Перес успел задеть еще одну спорную тему: «Если молодые люди говорят, что футбольные матчи слишком долгие, значит, игра неинтересная, либо нам просто нужно уменьшить время».
Его коллега по разрушенным мечтам Андреа Аньелли в марте этого года признавался: «У меня пять детей, но ни один ни разу не просидел со мной все 90 минут».
Вопрос о длительности матчей волнует не только двух главных реформаторов современного футбола – в 2017 году Международный совет футбольных ассоциаций (ИФАБ) рассматривал идею сократить таймы до 30 минут с остановкой времени из-за пауз (голы, фолы, ауты, угловые и так далее).
Тогда все заглохло, а Суперлига уже точно не проведет маленькую революцию. Но о времени еще точно будут говорить.
Почему играют именно 90 минут?
Все решил один матч.
До 1877 года в Англии существовало бесчисленное количество вариаций правил, но лидировали два свода. Первый появился в 1858-м в Шеффилде, назывался соответствующе – «Правила Шеффилда» (Sheffield rules), был популярен на севере. Второй возник в 1863-м, его приняла только что созданная Футбольная ассоциация Англии. Выбрали лаконичное «Правила игры» (Laws of the Game), распространили во всех окрестностях Лондона.
В правилах Шеффилда матч длился дольше – 120 минут (два тайма по 60). Усталость нивелировали количеством футболистов, играли 20 на 20. Зато именно в Шеффилде придумали меняться сторонами после перерыва. Правда, изначально менялись, только если первый тайм закончился 0:0.
В 1866-м Лондон встретился с Шеффилдом. Вышло прозаично – столичные предложили 90 минут, соперники согласились, сыграли и остались довольны. А в 1877 году оба свода были унифицированы в один – в документе указано, что матч длится 90 минут, если соперники заранее не договорились о другой длительности.
Многочисленные своды правил повлияли и на перерывы – обычно игру разделяли на таймы, чтобы первую половину провести по правилам одной команды, а вторую – по правилам второй. Например, так было в матчах между Итонским колледжем и школой Регби.
Изменения правил офсайда, введение желтых и красных карточек, ВАР – футбол трансформировался, но 90 минут никто не трогал. Единственная поправка – компенсированное время к каждому тайму. В 1891-м «Сток Сити» заработал пенальти в матче Английской лиги против «Астон Виллы» на 90-й минуте, но пробить не получилось – игрок «Виллы» выбил мяч с поля, а на 90:00 судья закончил игру. «Сток» проиграл 1:2.
Что могли изменить?
В 2009 году ИФАБ хотел продлить перерыв до 20 минут. ФИФА, по заявлению ИФАБ, заботилась о физическом состоянии футболистов и арбитров, которым не хватает времени восстановиться после первого тайма.
Аналитики, правда, подсчитали, что ITV (одна из лидирующих ТВ-компаний Великобритании) в течение ЧМ-2006 зарабатывала примерно 300 тысяч фунтов за одну минуту перерыва, на матчах сборной Англии показатель достигал одного миллиона. Простая логика: длиннее перерыв – больше денег за рекламу.
Закончили только на предварительной стадии обсуждений, но в 2017-м ИФАБ вернулся к теме времени – теперь игрового. Совет хотел сократить продолжительность матча до 60 минут с остановкой часов каждый раз, когда мяч выходит из игры. Смысл – спастись от постоянных затяжек времени.
«Многие люди расстроены, что в типичном 90-минутном матче мы видим меньше 60 минут настоящей игры», – говорилось в документе ИФАБ. Технический директор Международного совета Дэвид Эллерей (тот самый, который сейчас работает советником в РФС и помогает налаживать работу судей) объяснял: «Мы хотим увеличить игровое время, сделать игру честнее и привлекательнее».
В пример приводили статистику первых двух туров АПЛ-2017/2018. В матче «Бернли» – «Вест Бромвич» чистое время составило 47 минут 40 секунд, всего за 20 игр лишь раз преодолели отметку в 60 минут (ограничились 61). Впоследствии Opta исследовала весь сезон – в среднем в футбол играли 59 минут 23 секунды. Разброс колоссальный: «Уотфорд» и «Сток» мучились всего 42 минуты, а «Манчестер Сити» и «Челси» выдали концерт на 68 минут 21 секунду.
Футбольный мир тепло встретил идею. Джанфранко Дзола поддержал одним из первых: «Футбол меняется слишком быстро, но это новшество хорошее. Многие команды тратят время впустую». Петр Чех согласен: «Мы играем 25 минут за один тайм. Нам нужны изменения – в футболе должно быть больше футбола».
Но, как и в случае с увеличением перерыва, ИФАБ быстро потушил идею о сокращении длительности игры.
Зачем нужна реформа?
На поверхности два важных преимущества. Во-первых, изменение правила решит проблему подсчета добавленного времени. Во-вторых, футбол распрощается с намеренными затяжками.
Ресурс FiveThirtyEight провел исследование на базе двух туров чемпионата мира-2018 – выяснилось, что игры останавливались каждые 58 секунд, в среднем к двум таймам за матч добавляли 6 минут 59 секунд, хотя по расчетам следовало 13:10. Согласно правилам ФИФА, добавленное время формируется из времени, затраченного на замены, оценку состояния травмированного игрока, дисциплинарные санкции и на «любые другие причины, провоцирующие длительную затяжку времени» (например, празднование гола).
Проблема – в максимально расплывчатой формулировке по аутам, ударам от ворот, штрафным и угловым. За такие паузы судья может добавить секунды, только если посчитает затяжки «чрезмерными», а не «естественными».
Но даже без спорных ситуаций происходят казусы. Дамир Скомина добавил к первому тайму игры Колумбия – Япония одну минуту, хотя два гола, красная карточка и замена уничтожили 5 минут 53 секунды игрового времени.
«Обычно арбитры просят четвертого судью считать в уме потерянное время, за пять минут до конца тайма они переговариваются и решают, сколько добавить», – объяснял менеджер Организации профессиональных судей Алан Блэк.
Подсчет компенсированного времени важен, но блекнет на фоне главного мучителя времени – затяжек.
Больше всего на ЧМ-2018 забирали фолы – 10,8% убитых минут. Дальше – ауты (8,1%), удары от ворот (6,2%), травмы (4,3%), замены (3,1%), празднования голов (3%). Видеопросмотры часто ругают за затяжку времени, но их доля ничтожно мала – 0.5%, всего 31 секунда за матч.
55 минут – столько в среднем играли в футбол. В сезоне-2020/2021 цифры схожие – по данным InStat, в Серии А чистое время составляет 55 минут 6 секунд, в Лиге чемпионов – 55 минут 4 секунды, в Бундеслиге – 55 минут 2 секунды. Среди главных турниров хуже всех выглядит Ла Лига – 50 минут 32 секунды.
Европейский антигерой – «Хетафе» с 44 минутами (в сезоне-2019/2020). Испанская команда целенаправленно разбивает игру на эпизоды и постоянно фолит, так навязывает вязкий футбол с максимально вертикальными атаками.
Команды с 60+ минутами – большая редкость. Например, «Манчестер Сити» в АПЛ-2019/2020 лидировал по чистому времени, но не дотягивал даже до 62.
Сейчас в футбол играют меньше 60 минут в среднем за матч. Это не плохо и не хорошо, но факт в том, что реформа точно увеличит чистое время. Формально паузы никуда не денутся – они просто не будут учитываться на секундомере.
Труднее всего придется клубам вроде «Хетафе». Изменение в правиле потенциально увеличит их матчи на 15 минут – проблема даже не в лишней четверти часа отбиваний от «Барсы» или «Реала», а в стиле игры. Подобные команды заточены на максимальное число спринтов и быстрых выпадов – им будет тяжело выдерживать такие нагрузки не 40, а 60 минут.
Только стоит ли придерживаться стиля, который требует больше пауз, чем игры?
Перес и Аньелли уже точно не опробуют реформу. ИФАБ, возможно, еще вернется к обсуждению, но дети Аньелли вряд ли начнут досматривать матчи только из-за изменения правил – в реальности матч будет длиться прежние два часа.
Фото: globallookpress.com/Ahmad Mora/ZUMAPRESS.com; East News/Jan Woitas/dpa/AFP, Elmar Kremser/SVEN SIMON; Gettyimages.ru/Hulton Archive, Alex Morton, Gonzalo Arroyo Moreno, Marco Luzzani