А Роддик попросил кепку.
В этом сезоне итоговый турнир ATP в последний раз проходит на арене О2. В Лондон соревнования переехали из Шанхая, где проводились с 2005-го по 2008-й, а до этого – в 2002-м. Главным символом китайского периода в истории турнира остается теннисная «Терракотовая армия».
В начале мая 2007-го организаторы соревнований связались с французским скульптором Лори Дизенгремель и предложили принять участие в создании статуй, необходимых для формирования имиджа предстоящего итогового. В основу концепции легла «Терракотовая армия» – одна из главных археологических находок прошлого века.
В 1974 году рядом с мавзолеем Цинь Шихуанди в Сиане обнаружили 8 100 статуй. Первый император династии Цинь был захоронен в 210-209 году до н.э. в окружении терракотовых фигур воинов и их лошадей. Считается, что на их создание ушло 38 лет, а в работе участвовало 700 000 ремесленников.
У Дизенгремель был небольшой опыт в создании скульптур спортсменов, к тому же за предыдущие шесть лет она в общей сложности почти два года провела в Китае. Идея показалась ей блестящей, и она с радостью присоединилась к команде. Вместе с ней над проектом в городе Чунцин работали два китайских скульптора – муж и жена Чжан Яси и Шэнь Сяонань – и группа помощников-студентов.
В конце июля Дизенгремель поехала на «Мастерс» в Монреале, чтобы сфотографировать теннисистов и снять мерки. Она собрала данные об игроках топ-15, чтобы не зависеть от того, кто в итоге отберется на итоговый.
Раньше всех на турнир квалифицировались первая и вторая ракетки мира Роджер Федерер и Рафаэль Надаль, поэтому их фигурам можно было уделить больше времени. Так, на статую Федерера ушло в общей сложности восемь дней.
«Для меня это большая честь, это означает, что нас считают отличными теннисистами и гордятся тем, что мы приедем в Шанхай играть на итоговом. Воины – одно из великих открытий, так что, я думаю, это довольно интересная идея», – поддержал задумку организаторов швейцарец, добавив, что хотел бы однажды увидеть настоящую «Терракотовую армию», Великую китайскую стену и Запретный город.
Для остальных фигур использовались заранее подготовленные тела. Бюсты бесшовно прикреплялись к телу, и в итоге каждая статуя получалась высотой около 2,2 метра.
«Очень хочется посмотреть, как я буду выглядеть на этой скульптуре. Я думаю, это хорошая идея. Попасть на итоговый – большое достижение, и увидеть свое лицо у скульптуры воина, безусловно, будет замечательно», – радовался дебютант турнира Новак Джокович. Надалю концепция тоже понравилась: «Все, что способствует продвижению тенниса на таком важном рынке, как Китай, хорошая идея».
Скульптуры будущей Большой тройки представили в октябре на «Мастерсе» в Мадриде, который тогда проходил на крытых хардовых кортах.
К началу ноября были готовы еще четыре фигуры: Николай Давыденко, Энди Роддик, Давид Феррер и Фернандо Гонсалес. Чтобы узнать мнение игроков, им показали фото статуй. Дизенгремель волновалась, что авторам не удалось точно повторить прическу Джоковича, но Новаку скульптура понравилась. Он даже надеялся забрать ее домой, говоря, что статуя выше и красивее него. Единственным, кто попросил внести изменения, стал Роддик. Скульпторам пришлось добавить терракотовому Энди кепку, хотя изначально планировалось обойтись без нее, поскольку она отбрасывала тень на лицо.
«Это китайские солдаты, но мы не солдаты, а просто теннисисты. Но очень приятно, если через 300 или 500 лет после твоей смерти найдут скульптуру с твоим лицом и узнают, что ты был теннисистом, это интересно», – рассуждал Давыденко.
Все было практически готово – оставалось лишь узнать имя последнего участника. 5 ноября им стал Ришар Гаске, вернувшийся в топ-8 благодаря полуфиналу «Мастерса» в Париже. Скульптуру француза закончили всего за один день, потому что статуи пора было отправлять из Чунцина в Шанхай.
Через два месяца после соревнований фигуры со стадиона Цичжун Сэнлинь перевезли в Уимблдонский музей тенниса.
Летом 2010-го в Шанхае появились новые теннисные терракотовые воины – на этот раз созданием занимался китайский скульптор Чен Хайян. Статуи Ллейтона Хьюитта, Давида Налбандяна, Федерера и Джоковича (четырех чемпионов шанхайского итогового) и Давыденко (первого победителя шанхайского «Мастерса») выставили рядом с Цичжун Сэнлинь. В октябре к ним присоединился следующий чемпион – Энди Маррей.
С 2011-го по 2018-й «Мастерс» выигрывали только Маррей, Джокович и Федерер, поэтому новые скульптуры делать было не для кого. В прошлом году традицию нарушил Даниил Медведев, но ему терракотового воина уже не досталось.
Подписывайтесь на лучший инстаграм о теннисе
Фото: Gettyimages.ru/China Photos, Jasper Juinen; sculpture-design.com; Tennis Magazine; globallookpress.com/Ren Long/ZUMAPRESS.com; commons.wikimedia.org/Nikola Spicar