Вы тоже удивились оценкам Трусовой и Валиевой? Объясняем, что не так с судейством на Кубке России

Судейство – главная тема московского этапа Кубка России по фигурному катанию. Зрители освистали низкие баллы Станиславы Константиновой, кричали «позор» во время представления технической бригады и поднимали плакат «я/мы честное судейство».

Недовольство оценками в фигурном катании существовало всегда, но давно оно так бурно не выливалось с трибун. И в этот раз было чем возмутиться.

Вы тоже удивились оценкам Трусовой и Валиевой? Объясняем, что не так с судейством на Кубке России

1. Александр Самарин чуть не выиграл произвольную – и это без четверных прыжков и с довольно тяжелым прокатом (по объяснимой причине – травма спины). Его оценка за компоненты – 89,20, а это:

• на 0,18 балла больше, чем у Шомы Уно на ЧМ-2019;

• на 2,42 больше, чем за лучшее выступление самого Самарина в прошлом сезоне,

• на 2,86 больше, чем за чемпионскую произвольную Алиева на Евро-2020.

Высокие компоненты у Саши не впервые. Старательного парня с претензией на несколько четверных поддерживают весь цикл: мужское катание после Плющенко отчаянно ищет нового поставщика медалей. Когда Самарин в форме, его вторую оценку можно с натяжкой объяснить сложным техническим набором, в котором четверной лутц отвечает за часть перформанса. Но это не про воскресный прокат: по технической оценке Саша только третий.

2. Не менее интересно выглядят баллы победителей турнира в танцах на льду – Аннабель Морозов и Андрея Багина. За лучший международный произвольный в прошлом сезоне (на турнире Golden Spin of Zagreb) пара получила 112,96 – оценка для борьбы за десятку ЧМ. В Москве прокат с приблизительно теми же техническими уровнями набрал на 8 баллов больше: с такой позиции начинали прошлый сезон чемпионы четырех континентов Мэдисон Чок и Эван Бейтс.

3. Еще пример: Виктории Синициной и Никите Кацалапову в ритм-танце не хватило всего 0,5 балла до мирового рекорда. Он случился бы, не получи партнерша третий уровень на паттерне. Среди оценок за компоненты – сразу 7 десяток. На Евро-2020 за тот же самый ритм-танец пара получила только одну: от российской судьи Аллы Шеховцовой.

Вы тоже удивились оценкам Трусовой и Валиевой? Объясняем, что не так с судейством на Кубке России

4. Камила Валиева в короткой тоже уступила мировому рекорду Косторной меньше балла, причем – в отличие от Алены – ей даже не понадобился тройной аксель. Помогли бонусы за качественные вращения (об этом ниже), но дело еще и в исключительной оценке за компоненты. 37,20 за короткую – ровно столько поставили Щербаковой в Сызрани – это всего на 0,42 меньше, чем получила Алина Загитова на Олимпиаде. До лучшего проката в карьере Каролины Костнер тоже недалеко – меньше 2 баллов.

Если компоненты Валиевой в короткой хоть как-то можно увязать с правилами, то баллы за произвольную просто не соответствуют требованиям ISU. Когда в программе больше одного падения, максимальная оценка за мастерство катания, переходы и композицию не может быть выше 9,25, а за интерпретацию и представление – 8,75. В протоколе Камилы сразу 7 нарушений от отдельных судей, причем даже итоговая оценка за два компонента из пяти оказалась выше положенного.

«Болеро» – программа, с которой Валиеву ведут к золоту Олимпиады. Пока все сыро: хореография вторична, а платье слишком сложное

Вы тоже удивились оценкам Трусовой и Валиевой? Объясняем, что не так с судейством на Кубке России

После этапа Кубка России в Сызрани вопросы к судейству тоже возникли – вице-президента ISU Александра Лакерника даже попросили прокомментировать +3 от одного из арбитров за степаут на акселе Щербаковой. Лакерник проблемы не увидел: «У судей были недочеты, мы их обсуждали на разборе. Не забудьте, что у судьи на принятие решений, на клик в мониторе – секунды. Сначала во время проката и затем в случае пересмотра стоимости элемента технической бригадой. Такое бывает. Я считаю, Щербаковой поставили заслуженную оценку».

Но давайте честно: домашнее судейство – не внутрироссийская фишка. Практически все крупные федерации на местных турнирах щедро оценивают своих спортсменов – иногда эта щедрость граничит с абсурдом. Проиграть в виртуальном сравнении никто не хочет, поэтому каждый год гонка заходит на новый круг.

Судить по правилам невыгодно: Франция, США, Китай и Канада тоже ставят неадекватные баллы

Во Франции любят подбодрить лидеров в начале сезона: на сентябрьском турнире Masters de Patinage часто устраивают премьеру танцев Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон. В этом году не получилось из-за коронавируса, зато в 2019-м паре отсыпали почти максимальные компоненты за произвольный: 59,50 из 60.

В 2020-м признание судей досталось Кевину Аймо: 90 баллов за короткую без тройного акселя и с недокрутом на кваде, причем 46,25 пришлось на компоненты – на 2 балла больше, чем за лучший международный прокат в прошлом сезоне.

Возможно, самый лояльный турнир в мире – национальный чемпионат США. Джейсон Браун по сумме двух программ в 2020-м набрал почти 293 балла, не исполнив чисто ни одного четверного: за неудачную попытку квада фигурист получил всего 2,64. В произвольной Джейсону поставили 191,89: на международных стартах прошлого сезона больше набирали только Ханю и Чен, причем обоим для этого понадобилось минимум 3 четверных прыжка.

Вы тоже удивились оценкам Трусовой и Валиевой? Объясняем, что не так с судейством на Кубке России

Своя атмосфера и на китайских чемпионатах. Судьи из этой страны уже попадали в скандал с завышением оценок в Пхенчхане, но дома все еще не боятся ставить гигантские баллы. Например, Боян Цзинь за произвольную на чемпионате Китая-2019 получил 94,36 балла за компоненты: один судья даже расщедрился на десятки за интерпретацию и представление.

Прокат был действительно технически чистым, но скольжение и артистические способности Бояна всегда были далеки от идеальных. По средней оценке за компоненты в прошлом сезоне китаец – только 13-й в мире, а его баллы за представление и интерпретацию обычно находятся на уровне твердой восьмерки.

Правда, что фигуристы чаще побеждают на домашнем льду? Как влияют на прокаты размеры катка, температура на арене и джетлаг

Даже если фигурное катание внутри страны в кризисе, судьи по инерции поддерживают оставшихся звезд.

Сборная Канады после триумфа на Играх в Пхенчхане опустела: все победители командного турнира, кроме Габриэль Дейлман, завершили карьеру. Относительно успешными остаются танцоры – именно им и досталась поддержка арбитров на национальном чемпионате в январе 2020-го. Пайпер Гиллес и Поль Пуарье получили на 15 баллов больше своего лучшего международного результата: гигантская разница для танцев на льду, где набор элементов всегда одинаковый.

На местных турнирах – свои правила: снижен возрастной ценз, есть бонусная система

Важная особенность местных стартов: их правила отличаются от крупных турниров под эгидой ISU. Например, можно посадить в бригаду меньше арбитров (5 на Masters de Patinage), снизить возрастной ценз (чемпионат Кореи, чемпионат России) или ввести поощрительные бонусы за сложные элементы.

Бонусная система – фишка этапов Кубка России. У девушек дополнительные баллы начисляются за тройной аксель и четверные прыжки, а также вращения четвертого уровня с высокими надбавками за качество. У мужчин бонусы ставят за разнообразие квадов или наличие четверного риттбергера / флипа / лутца.

Вы тоже удивились оценкам Трусовой и Валиевой? Объясняем, что не так с судейством на Кубке России

Эта система действует не первый год, но именно сейчас, когда на этапах обязаны выступать звезды, выглядит максимально неуместно: бонусы делают пропасть между топовыми и средними спортсменами совсем безнадежной.

Во-первых, квады и тройной аксель исполняют редкие спортсменки, равно как и в мужском одиночном мало кто идет на старшие четверные. Во-вторых, надбавки за элементы часто зависят не только от их качества, но и от имени спортсмена: девочка из второго десятка ЧР за сравнимое по уровню вращение, скорее всего, получит меньше, чем звезда из топ-3.  

На московском этапе Валиева заработала 8 дополнительных баллов (по стоимости – как средний тройной аксель), Усачева – 5, Трусова – 4. Больше бонус не получил никто, хотя у той же Шульской все вращения оказались четвертого уровня, но судьи поставили недостаточно высокие надбавки за качество.

С судейством на местных турнирах можно как-то бороться?

Гонка федераций не прекратится сама по себе: никто не хочет проигрывать в заочном сравнении, пусть и в фигурном катании они почти всегда неуместны.

В ISU, безусловно, знают о проблеме: на внутренних стартах нельзя установить мировой рекорд или заработать технический минимум. Более того, переведя серию Гран-при во время пандемии в формат национальных соревнований чиновники оговорили, что ее результаты не пойдут в мировой рейтинг – показатель того, насколько ISU доверяет собственным арбитрам.

Вы тоже удивились оценкам Трусовой и Валиевой? Объясняем, что не так с судейством на Кубке России

Завышенные баллы нельзя списать на то, что на внутренних стартах работают менее квалифицированные судьи. Иногда происходит парадокс: схожие по качеству прокаты один и тот же арбитр оценит по-разному в зависимости от того, где он находится: на международном старте ISU или у себя дома.

Компоненты Валиевой за произвольную на ЮЧМ-2020 от российского судьи Святослава Бабенко составили 68,80 – это была даже не самая высокая оценка в бригаде (коллеги из Великобритании и Турции поставили больше). Тот же Бабенко на московском этапе Кубка России за менее качественное исполнение еще сырой программы (два падения и одна грубая ошибка) поставил Камиле уже 73,20: выглядит, согласитесь, странно.

Впрочем, некоторые арбитры, наоборот, переносят привычки с домашних стартов на международные турниры. В произвольной чемпионата США-2019 Нэтан Чен получил 98,50 за компоненты, причем двое судей поставили ему сплошные десятки, оценив прокат как абсолютное совершенство. Общая оценка Чена за этот прокат – 228,80 – и это почти на 4 балла больше мирового рекорда, который тоже за Нэтаном.

Одна из двух щедрых к Чену судей – Лорри Паркер – арбитр международного уровня, много раз работала на этапах Гран-при, чемпионате четырех континентов и оценивала мужскую произвольную на Олимпиаде-2018. Патриотические чувства Паркер не стеснялась проявлять даже на Играх: ее оценки американцам были выше, чем у других арбитров, в среднем на 10 баллов. Соперников Лорри, наоборот, топила: поставила Ханю на 9,5 балла меньше, чем он получил в итоге; Цзиню – на 8,29; Быченко – на 7 (он конкурировал с американцем Риппоном за попадание в десятку – получилось у Адама).

Вы тоже удивились оценкам Трусовой и Валиевой? Объясняем, что не так с судейством на Кубке России

Вероятно, ISU мог бы вмешаться в судейство на местных стартах. Как минимум – на уровне внутренних указаний арбитрам, как максимум – рассматривая случаи нарушений от местных судей наравне с международными. Но, судя по всему, руководство предпочитает не вмешиваться в дела федераций, снисходительно закрывая глаза на неприличные баллы.

Проблема в том, что серьезных международных стартов (не считая редких Челленджеров) из-за пандемии не будет еще долго. В результате весь предолимпийский сезон рискует превратиться в виртуальное соревнование федераций – кто из них сильнее любит своих спортсменов.

Если сезон, конечно, вообще состоится.

Больше о судействе у фигуристов – в телеграм-канале автора

Фото: РИА Новости/Александр Вильф; Gettyimages.ru/Matthew Stockman, Dennis Grombkowski/Bongarts, Jamie Squire

Источник: sports.ru