Валиевой быстро заменили костюм – она изображает змею (и кажется, мы нашли, какую именно). В чем задумка Тутберидзе?

14-летняя Камила Валиева без сопротивления выиграла последний этап Кубка России в Москве: 56 баллов преимущества над ближайшей соперницей и условный рекорд (254,86 балла) – который, впрочем, на внутреннем старте не зафиксируют.

Важное изменение по сравнению с предыдущим выходом в октябре – платье: теперь оно с открытыми плечами, черное с орнаментом из зеленых стразов. Чем так лучше? В чем задумка? И что было не так с прежним?

Любая соревновательная программа – не просто набор прыжков, вращений, дорожек. Составные части, которые склеивают все воедино, не менее важны – иначе не за что было бы выставлять вторую оценку в графах «интерпретация» и «перфоманс». 

На целостное восприятие программы работают:

1. Музыка: обработок и каверов миллион, но что выберут тренеры и сам фигурист для выступления – показатель.

2. Образ: лирического героя можно представить по-разному, а то и вовсе сыграть самого себя, уделив все внимание интерпретации мелодии и своих чувств в ней.

3. Костюм: визуальная составляющая, которая всегда помогает зрителю. Одновременно смело и бессмысленно каждый раз выступать в черном трико – ведь каждая деталь направлена на усиление программы, и если есть такой важный слот со смыслом, то не надо его отбрасывать.

Валиевой быстро заменили костюм – она изображает змею (и кажется, мы нашли, какую именно). В чем задумка Тутберидзе?

И накануне Валиева представила новую версию «Болеро» – программа сильная и по контенту, и по музыке; пространство для прогресса тоже огромно как в техническом аспекте, так и по хореографии. А важную визуальную составляющую – костюм – мы видим еще до выступления. За костюм не выставят баллы, под него нет строки в компонентах, однако игнорировать его никак не получится.

На октябрьском этапе «Болеро» Камилы восприняли неоднозначно в том числе из-за костюма.

Валиевой быстро заменили костюм – она изображает змею (и кажется, мы нашли, какую именно). В чем задумка Тутберидзе?

Идея с головой змеи не считывалась: кто-то видел бабочку на спине, кто-то – яркие зеленые глаза. Потом объяснила сама Валиева: «Я изображаю змею, и если вы посмотрите на мой костюм, то сами все поймете. И мои движения по пластике будто повторяют движения змеи».

Это очень показательный случай, когда костюм сработал против программы: кого-то он отвлекал от постановки неоднозначностью и непонятностью, кому-то иррационально не нравился – хотя по сочетанию цветов и крою идеально подходил Камиле. Ожидалось, что его слегка доработают, но в основном версия все-таки окончательная.

Однако после неудачного выступления – с падениями и степ-аутом – костюм заменили.

• Образ змеи все равно остался. Команда Тутберидзе не отказалась от задумки, где «Болеро» – это завораживающий танец хищника. И по мере эволюции номера Камиле все больше подходит такая интерпретация музыки Равеля.

• Прототипом нового костюма с большой вероятностью послужила одна из опаснейших австралийских змей, это можно предположить на основе визуальных деталей и орнамента.

«Болеро» – программа, с которой Валиеву ведут к золоту Олимпиады. Пока все сыро: хореография вторична, а платье слишком сложное

Валиевой быстро заменили костюм – она изображает змею (и кажется, мы нашли, какую именно). В чем задумка Тутберидзе?

• Очень интересны мелкие детали. Стразы отсылают нас к особенностям окраски чешуи. А красные ладони платья-комбинезона Камилы обыграны в хореографии: стремительные движения рук имитируют атакующие выпады, подразумевались алые пасти или голова змеи.

• Интересна и конструкция костюма: однозначно назвать его или платьем, или комбинезоном не получится. Летящий шифоновый шлейф подола подразумевает платье, но черные полупрозрачные колготки имитируют комбинезон. А общее впечатление вновь работает на змеиный образ: неустойчивый, перетекающий, находящийся в постоянном движении.

• Смена костюма после первого проката неудивительна. Этери Тутберидзе уже использовала такой прием с другими ученицами: психологически проще сбросить груз ошибок вместе со старой «оболочкой» и выйти на следующее соревнование без фантомных страхов повторить неудачу. Это не суеверие, а холодный грамотный расчет.

И Камила в новом амплуа выглядит заметно увереннее и мощнее – больше погружена в музыку, точнее в акцентах и элементах. И не исключено, что вжиться в образ змеи ей помогает и обновленный костюм.

Валиевой быстро заменили костюм – она изображает змею (и кажется, мы нашли, какую именно). В чем задумка Тутберидзе?

Но ощущения, что поиски закончены, нет – к чемпионату России нас снова могут удивить, представив третью версию. Еще определенно есть, куда прорабатывать и развивать его.

Телеграм-канал автора «На лед приглашается»: здесь еще больше впечатлений

Тутберидзе лучше всех в мире знает, как готовить бомбы к Олимпиадам – Валиева, кажется, уже готова

Фото: РИА Новости/Владимир Песня, Александр Вильф; en.wikipedia.org

Источник: sports.ru