Кафельников и Ельцин: от критики за шумное появление на Кубке Дэвиса до дружеских звонков и шуток про инфаркт

Главные люди русского тенниса 90-х.

Кафельников и Ельцин: от критики за шумное появление на Кубке Дэвиса до дружеских звонков и шуток про инфаркт

4 декабря 1994-го в Москве закончился финал Кубка Дэвиса, в котором Россия – впервые дошедшая до решающего матча великого турнира – встречалась с Швецией. Но в последний день оба матча уже ничего не решали, потому что шведы оформили победу досрочно, выиграв первые три встречи.

Тон финалу задал самый первый матч, в котором Александр Волков проиграл Стефану Эдбергу – 4:6, 2:6, 7:6, 6:0, 6:8. После этого Россия проиграла еще два упорных пятисетовика, и Кубок Дэвиса уехал в Швецию.

И, возможно, финал закончился бы совершенно иначе, если бы не главный теннисный болельщик России – тогдашний президент страны Борис Ельцин.

Ельцин подошел к трибунам при счете 5:4 в пользу Волкова в пятом сете – и Александр в том гейме упустил матчбол. При счете 5:5 на трибуны обычно никого не пускают, и зрители должны ждать окончания 11-го гейма, после которого будет смена сторон и небольшой перерыв. Но для президента сделали исключение, и на вип-трибуне он размещался в течение пяти минут.

Кафельников и Ельцин: от критики за шумное появление на Кубке Дэвиса до дружеских звонков и шуток про инфаркт

Лидер сборной, на тот момент 20-летний Евгений Кафельников был очень недоволен: «Разве разумный человек пойдет на такой аномальный шаг во время решающего гейма, когда ставки настолько высоки? Из-за него матч остановили на пять минут. Игроки остыли. Это, наверное, повлияло на Александра».

Эдберг тоже признавал, что пауза только пошла ему на пользу, и шутил: «Может быть, мне нужно поблагодарить Бориса».

Но в дальнейшем Ельцин только помогал сборной и Кафельникову. Например, врач сборных России Сергей Ясницкий рассказывал, как он однажды спас команду от дисквалификации: «У ребят постоянно что-то происходило. Особенно запомнился момент, когда Женя Кафельников забыл игровую форму в гостинице. До выхода на корт совсем немного времени оставалось. Чтобы спасти ситуацию, Борис Николаевич отправил за Жениной сумкой свой кортеж».

Да и вообще рассказывают, что из теннисистов Ельцин ближе всех общался как раз с Кафельниковым (у женщин очень любил Анастасию Мыскину, постоянно ходил на ее матчи, и она утверждала, что при нем никогда не проигрывала). Сам Евгений в интервью вспоминал звонки президента, смотревшего его матчи в Австралии даже по ночам: «Помню, когда Борис Николаевич меня набрал в 1999 году, тогда я стал первой ракеткой мира, и он поздравил меня с Новым годом».

По данным некоторых источников, Кафельников и сам мог позвонить Ельцину – у него был его номер. А «Комсомольская правда» утверждала, что, когда в интервью с Евгением речь зашла о Ельцине, лицо теннисиста «на мгновение озарилось какой-то внутренней улыбкой».

Кафельников и Ельцин: от критики за шумное появление на Кубке Дэвиса до дружеских звонков и шуток про инфаркт

Правда, после победы на Кубке Кремля-2001 Кафельников рассказывал, что финал был особенно тяжелым как раз из-за обилия випов на трибунах – во главе с Ельциным и Юрием Лужковым. «Из-за них нынешний финал получился, пожалуй, самым трудным среди всех моих шести московских. Никогда не ощущал такой ответственности перед публикой. Зато и победа тогда, выходит, самая престижная», – рассуждал Евгений.

Через год в полуфинале Кубка Дэвиса уже Кафельников заставил Ельцина нервничать. Он уступал аргентинцу Гастону Гаудио в пятом сете 2:5, 15:40, но выиграл 16 очков подряд. А после матча ответил на вопрос, что ему сказал первый президент, сидевший на трибунах: «Что из-за меня он чуть не заработал шестой инфаркт».

Это был последний героический одиночный матч Кафельникова в Кубке Дэвиса. Но именно в том году Россия наконец выиграла турнир – проиграв два домашних финала, сборная одержала победу на выезде в Париже. Ельцин тогда, конечно, сидел на трибунах (и спорил о теннисе с Жаком Шираком), а после того, как Михаил Южный принес титул, прорвался на корт, чтобы праздновать с ребятами.

За восемь лет, прошедших с поражения от Швеции, изменилось очень многое. Кафельников из молодой звезды превратился в ветерана, который через год ушел из тура. А Ельцин, из человека, в разумности которого он сомневался, превратился в ментора, с которым Евгений обсуждал планы завершения карьеры и будущее тенниса в России.

Кафельников и Ельцин: от критики за шумное появление на Кубке Дэвиса до дружеских звонков и шуток про инфаркт

Кафельников до твиттера – 🔥: взял первый «Шлем» для России, а один его результат еще не повторили

Первый Кубок Дэвиса России: героический Южный, тусовки в Париже и победа, которая «лучше, чем секс»

Подписывайтесь на лучший инстаграм о теннисе

Фото: РИА Новости/Владимир Родионов, Владимир Федоренко; globallookpress.com/Vasilii Smirnov/Russian Look

Источник: sports.ru