Выявлен ключевой биомаркер тяжелой формы COVID-19

© РИА Новости / Алексей Сухоруков / Медсестра в лаборатории «Гемотест» в Тамбове

Выявлен ключевой биомаркер тяжелой формы COVID-19

Ученые выяснили, что один из белков, синтезируемых в печени, служит биомаркером, который указывает на высокий риск развития воспаления и осложнений в случае заражения коронавирусом. Результаты исследования опубликованы в журнале International Journal of Infectious Diseases.

Для выявления конкретных химических биомаркеров в организме, позволяющих прогнозировать тяжесть протекания COVID-19, исследователи из Университета Сассари в Италии и Университета Флиндерса в Австралии проанализировали данные 19 исследований, в которых участвовали более 5600 пациентов из разных стран.

Авторы установили, что уровень сывороточного амилоидного A белка (SAA) у некоторых пациентов в первые 24-48 часов после инфицирования возрастает до 1000 раз, и именно у этих пациентов COVID-19 затем протекает тяжелее всего.

«Наш анализ показал, что пациенты с тяжелым COVID-19 или которые в конечном итоге умерли, имели значительно более высокие уровни SAA по сравнению с пациентами с легкой формой заболевания», — приводятся в пресс-релизе Университета Флиндерса слова руководителя исследования, профессора клинической фармакологии Ардуино Мангони (Arduino Mangoni).

Гены и белки амилоида A в сыворотке крови значительно активируются во время острой фазы воспалительного ответа, который включает повышение температуры, гормональные и метаболические изменения. В свою очередь, увеличение SAA еще больше усиливает воспаление, предвещающее развитие цитокинового шторма, и вызывает образование тромбов и повреждение органов.

«У таких пациентов наблюдается чрезмерное воспаление, образование сгустков крови и значительные повреждения в некоторых органах, особенно в легких, почках, сердце и печени», — говорит Мангони.

По мнению исследователей, маркер SAA можно использовать для раннего выявления пациентов с повышенным риском тяжелого течения COVID-19, принятия решения об их госпитализации, назначения более агрессивного лечения и пристального наблюдения за ними.

«Это химическое вещество может помочь, вместе с другими характеристиками и анализами, в прогнозировании того, у каких пациентов в случае COVID-19 с большой вероятностью ухудшится состояние и потребуется серьезное медицинское вмешательство», — отмечает ученый.

Новый биомаркер также можно применять, в случае дефицита вакцин, для определения тех людей, кому необходима прививка в первую очередь, считают авторы.