Возвращение в ад. Почему супердержавы засобирались на Венеру

CC0 / NASA/JPL-Caltech / Художественное представление межпланетной автоматической станции NASA VERITAS на орбите Венеры

Возвращение в ад. Почему супердержавы засобирались на Венеру

NASA объявило о начале подготовки двух миссий к Венере, запуск намечен на 2028-2030 годы. Помимо США, планы по отправке автоматических станций есть у России, Европейского космического агентства и Индии. Одна из задач — поиск признаков жизни.

Планета, обманувшая ожидания

Венера в Солнечной системе к Земле ближе всех, поэтому у первых исследователей космоса к ней было повышенное внимание. В 1962-м до нее долетел американский «Маринер-2», в 1970-м мягкую посадку совершила советская автоматическая станция «Венера-7». СССР вообще так часто отправлял аппараты на Венеру, что ее прозвали «русской планетой».

Хотя Венера находится в наиболее благоприятной для зарождения жизни «зоне Златовласки», быстро выяснилось, что условия там адские. Температура на поверхности превышает 450 градусов Цельсия, атмосферное давление в 92 раза больше, чем на Земле, небо застилают плотные, непроницаемые для света облака серной кислоты. Осознав, что искать там жизнь бесполезно, ученые потеряли к Венере интерес. Наступил длительный период забвения.

NASA не отправляло туда аппараты более 30 лет — после станции «Магеллан», которая в 1989-м выполнила с орбиты подробное радиолокационное картографирование планеты. Советские «Вега-1» и «Вега-2» доставили на Венеру посадочные модули и аэростатные зонды в 1985-м. После этого там работали только орбитальные станции «Венера-экспресс» Европейского космического агентства (ЕКА) и «Акацуки» Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA).

© Иллюстрация РИА НовостиОсновные миссии к Венере

Возвращение в ад. Почему супердержавы засобирались на Венеру

Но несколько лет назад в атмосфере Венеры обнаружили потенциальный маркер жизни — газ фосфин, вырабатываемый на Земле анаэробными бактериями.

Данные, полученные с помощью инфракрасного телескопа Джеймса Кларка Максвелла (JCMT) на Гавайях в 2017-м и комплекса радиотелескопов ALMA в чилийской пустыне Атакама в 2019-м, тут же начали перепроверять другие исследователи, и их выводы были не столь однозначными. Одни нашли ошибки в обработке результатов наблюдений, другие указывали на то, что из-за неправильной калибровки интерферометра фосфин перепутали с сернистым газом, спектральная линия которого совсем рядом.

Официальный сайт Европейской южной обсерватории, одного из главных партнеров ALMA, сообщил о перекалибровке данных из научного архива наблюдений, а авторы нашумевшей статьи признали, что завысили содержание фосфина в атмосфере Венеры по крайней мере в семь раз.

Тем не менее все готовящиеся миссии включили в список задач поиски признаков жизни.

© NASA / SSV, MIPL, Magellan TeamСоставное изображение поверхности Венеры, построенное по данным космических аппаратов NASA «Магеллан» и «Пионер Венера»

Корабль Венеры

Первым должен полететь индийский орбитальный аппарат «Шукраян-1» (в переводе — «Корабль Венеры»). Для старта планируют воспользоваться одним из двух открывающихся полетных окон — в декабре 2024 года или в середине 2026-го, в зависимости от того, когда завершится разработка. Основные цели миссии — составить карту поверхности и недр Венеры, исследовать химический состав атмосферы и ее взаимодействие с солнечным ветром.

Предполагается, что разрешение двухчастотного радара с синтезированной апертурой, размещенного на борту «Шукраян-1», будет в четыре раза больше, чем у орбитального аппарата NASA «Магеллан» — главного «картографа» Венеры. А благодаря георадару индийская миссия станет первой по изучению недр планеты.

В списке приборов также инструменты для анализа атмосферы Венеры в инфракрасных, ультрафиолетовых и субмиллиметровых волнах. Так что у индийского аппарата есть все шансы обнаружить фосфин, если он там действительно есть. Инфракрасный спектрометр пригодится и для выявления возможных вулканических процессов.