Ученые выяснили, чем полезны ферментированные продукты

© РИА Новости / Варвара ГертьеВрут ли рекламы йогуртов? Или как помочь своему иммунитету

Ученые выяснили, чем полезны ферментированные продукты

Результаты клинического исследования, проведенного американскими учеными, показали, что ферментированные продукты увеличивают разнообразие кишечных микробов, снижают воспаление и повышают иммунитет. Результаты исследования опубликованы в журнале Cell.

Ученые из Стэнфордской школы медицины решили проверить, как влияют на микробиом кишечника и иммунную систему ферментированные продукты и продукты с высоким содержанием клетчатки. Для этого они провели клиническое исследование, в котором участвовали 36 здоровых взрослых людей.

Добровольцев произвольным образом разбили на две группы. В течение десяти недель одна группа питалась ферментированными продуктами, включавшими йогурт, кефир, творог, ферментированные овощи, кимчи, рассольные напитки и чайный гриб, а другая — продуктами с высоким содержанием клетчатки — бобовыми, семенами, цельнозерновыми, орехами, овощами и фруктами.

В течение трех недель до начала исследования, всего периода эксперимента и четырех недель после него у участников брали образцы крови и стула. По итогам оказалось, что у людей из первой группы, питавшихся ферментированными продуктами, увеличилось общего микробное разнообразие и снизился уровень воспалительных белков, в том числе интерлейкина 6, с которым связаны такие состояния, как ревматоидный артрит, диабет второго типа и хронический стресс. У добровольцев из второй группы состав кишечной микробиоты остался стабильным и ни один из 19 воспалительных белков не уменьшился.

«Это потрясающее открытие, один из первых примеров того, как простое изменение диеты может восполнить микробиоту», — приводятся в пресс-релизе Стэнфордской школы медицины слова руководителя исследования доктора Джастина Зонненбурга (Justin Sonnenburg), доцента микробиологии и иммунологии.

Ученые выяснили, чем полезны ферментированные продукты

Ученые описали смертельно опасные стили питания

«Мы ожидали, что высокое содержание клетчатки окажет более универсальный положительный эффект и приведет к увеличению разнообразие микробиоты, — продолжает еще один автор статьи Эрика Зонненбург (Erica Sonnenburg), старший научный сотрудник в области фундаментальных наук о жизни, микробиологии и иммунологии Стэнфордской школы медицины. — Но данные показывают, что только одного потребления клетчатки в течение короткого периода времени недостаточно для увеличения микробного разнообразия».

Известно, что состав пищи во многом определяет состав микробиома кишечника, который, в свою очередь, влияет на иммунную систему и общее состояние здоровья. В частности, низкое разнообразие кишечных микробов определяет предрасположенность к диабету и ожирению.

«Диеты, нацеленные на микробиоту, могут изменить иммунный статус, предоставляя многообещающие возможности для уменьшения воспаления у здоровых взрослых людей, — отмечает участвовавший в исследовании профессор Кристофер Гарднер (Christopher Gardner), директор по исследованиям питания в Стэнфордском профилактическом центре. — Мы хотели проверить, может ли еда, нацеленная на микробиоту, стать средством борьбы с хроническими воспалительными заболеваниями».

Авторы считают, что диета на основе ферментированных продуктов помогает поддерживать нормальный вес, снижает риск развития диабета, рака и сердечно-сосудистых заболеваний.

Результаты также показали, что большее потребление клетчатки приводит к увеличению количества углеводов в образцах стула, что указывает на неполное разложение клетчатки кишечными микробами. Эти результаты согласуются с другими исследованиями, предполагающими, что микробиом людей, живущих в промышленно развитом мире, обеднен микробами, разрушающими клетчатку.

Ученые выяснили, чем полезны ферментированные продукты