© Depositphotos / rbhavanaЧеловеческая почка

Ученые объяснили, почему коронавирус может вызвать заболевания почек

Возникающая при коронавирусной инфекции потеря ACE2, белка, используемого SARS-CoV-2 для проникновения в клетки человека, приводит к дисбалансу в системах, регулирующих основные метаболические функции, нарушает фильтрацию крови и вызывает повреждения почек, которые могут стать необратимыми. К такому выводу пришли бразильские ученые Федерального университета Сан-Паулу. Статья опубликована в журнале Frontiers in Physiology.

Результаты исследования показывают, что взаимодействие SARS-CoV-2 с ангиотензинпревращающим ферментом 2 (ACE2) не только позволяет вирусу инфицировать и размножаться в клетках человека, но и вызывает значительные сбои в двух белковых системах организма, участвующих в контроле артериального давления, воспаления и других процессах, — ренин-ангиотензиновой и кинин-калликреиновой.

Например, когда артериальное давление падает, почки выделяют фермент ренин в кровоток, где он вырабатывает ангиотензин 1, который превращается под действием АПФ в ангиотензин 2 — активный гормон, который вызывает сужение сосудов, воздействуя на мышцы стенок мелких артерий. В нормальных условиях гармоничный баланс между ACE и ACE2 поддерживает гомеостаз ренин-ангиотензиновой системы. Вирус нарушает этот баланс, блокируя рецепторы ACE2.

«Важность рецептора ACE2 для клеточной инвазии SARS-CoV-2 хорошо известна, — приводятся в пресс-релизе Исследовательского фонда штата Сан-Паулу слова одного из авторов исследования Лилиан Каролин Гонсалвис де Оливейра (Lilian Caroline Gonçalves de Oliveira), руководителя лаборатории почек и гормонов Департамента медицины Федерального университета Сан-Паулу. — Взаимодействие между вирусом и рецептором не позволяет ACE2 выполнять свои защитные функции».

Ученые установили связь между микробиотой носоглотки и тяжестью COVID-19

Нарушение биологических функций ACE2 может привести к снижению почечного кровотока и скорости клубочковой фильтрации, изменяя способность почек выводить токсичные вещества-метаболиты. Кроме того, вирус может усилить сужение сосудов в почках, что приведет к ухудшению функции органа, а также непосредственно инфицировать клетки почек, вызывая их повреждение и способствуя возникновению острых и долгосрочных заболеваний, отмечают ученые.

«Исследования и систематические обзоры подтвердили 20-40 процентов случаев острого повреждения почек у пациентов с COVID-19. Опубликованные данные показывают, что в выздоровление у них идет медленнее, а в некоторых случаях возникают осложнения, требующие диализа», — говорит первый автор статьи Наяра Азинхейра Нобрега Круз (Nayara Azinheira Nobrega Cruz).

Авторы подчеркивают, что перспектива увеличения числа случаев тяжелого повреждения почек из-за пандемии коронавируса вызывает серьезную озабоченность. Данные медицинской статистики в США показывают, что среди переболевших COVID-19 риск острого повреждения почек в течение шести месяцев после заражения был на 23 процента выше, чем среди неинфицированных пациентов.

Ученые объяснили, почему коронавирус может вызвать заболевания почек