© Фото : пресс-служба МИСиСВ процессе лабораторных опытов

Российская разработка позволит в разы снизить употребление антибиотиков

Наночастицы для точной доставки антибиотиков в очаг инфекции создали ученые НИТУ «МИСиС». По их словам, использование подобных наноматериалов позволяет уменьшить дозу антибиотика в некоторых случаях в 6-7 раз, благодаря чему снижаются и нагрузка на организм, и скорость адаптации патогенов к лекарствам. Результаты опубликованы в журнале American Chemical Society Applied Materials Interfaces.

Потребление антибиотиков, по словам ученых, растет во всем мире, что связано с увеличением заболеваемости населения, появлением новых инфекций и нерегулируемым потреблением безрецептурных лекарств. Постоянное использование антибиотиков провоцирует у микробов развитие устойчивости к ним – сегодня против многих бактериальных патогенов большинство традиционных антибиотиков бессильны, отметили специалисты.

Однако для получения нового антибиотика требуется 10-20 лет исследований и клинических испытаний, а медикаментозная терапия, как сообщили ученые, до сих пор остается основным методом борьбы с инфекциями.

© Фото : пресс-служба МИСиСРеактор для получения наночастиц

Реактор для получения наночастиц

Один из путей решения проблемы – антимикробные наногибриды, помогающие преодолеть сопротивляемость патогенов лекарствам без побочных эффектов для пациента. Главное преимущество таких препаратов, по словам ученых, состоит в серьезном уменьшении дозы антибиотика, что снижает нагрузку на организм и замедляет развитие устойчивости у микробов.

Наночастицы, предназначенные для адресной доставки антибиотика к очагу инфекции, разработали ученые НИТУ «МИСиС» совместно с коллегами из Государственного научного центра прикладной микробиологии и биотехнологии и Института биохимии им. Баха. По их словам, новый наногибрид на основе гексагонального нитрида бора (h-BN) с частицами серебра показал высокую бактерицидную и противогрибковую активность.

"Наночастицы h-BN с размером 100 нм получают химическим осаждением из газовой фазы, затем на них осаждают частицы серебра путем ультрафиолетового разложения нитрата серебра. Полости наночастицы насыщаются антибиотиками, которые после введения препарата постепенно поступают в организм в течение девяти дней", – рассказала один из авторов исследования, инженер лаборатории "Неорганические наноматериалы" НИТУ "МИСиС" Кристина Гудзь.

Новые наногибриды, как подчеркнули исследователи, способны уничтожать бактериальные и грибковые популяции, используя намного меньше активного вещества, чем существующие на рынке антибиотики. В некоторых случаях эта разница достигает 6-7 раз. Например, минимальная концентрация гентамицина против штамма E.Coli U-122 равна 256 мг/л, тогда как наногибрид с тем же препаратом достигает аналогичного эффекта при 40 мг/л.

Российская разработка позволит в разы снизить употребление антибиотиков

Ученые нашли вещество для создания антибиотиков нового поколения

«Использование частиц серебра позволяет добиться дополнительного бактерицидного эффекта. Наночастицы, загруженные гентамицином, показали эффективность против 38 типов штаммов бактерий кишечной палочки, а после высаживания частиц серебра на их поверхность это число выросло до 47», – отметила Гудзь.

Кроме того, полученные наночастицы могут, по словам ученых, нести повышенный «груз» антибиотиков и легко проникать в ткани из кровеносной системы и обратно, обеспечивая непрерывную доставку лекарств в очаг заражения. Препараты, как сообщили ученые, прошли лабораторные тесты на более чем 50 бактериальных и грибковых культурах.

В настоящее время научный коллектив продолжает доклинические испытания новых наногибридов. Исследование ведется в рамках проекта РНФ № 20-19-00120.