Остановить время. Ученые назвали простые способы замедлить старение

© Иллюстрация РИА Новости . Depositphotos/HayDmitriy, Depositphotos/spaxiaxВосприятие времени

Остановить время. Ученые назвали простые способы замедлить старение

Судя по научным данным, человек стареет не постепенно, а рывками. Трижды организм перестраивается, и это отражается на качественном составе крови. Циркулирующие в ней белки указывают, какие процессы продолжаются нормально, а какие затухают. Однако есть возможность отодвинуть старение.

Возраст старения

Несколько лет исследователи из Стэнфордского университета (США) изучали образцы плазмы крови более четырех тысяч человек в возрасте от 18 до 95 лет. В первую очередь интересовал протеом — совокупность содержащихся белков: по их концентрации можно судить о состоянии здоровья и ходе тех или иных процессов в организме.

Выяснилось, что с возрастом значительно меняются уровни 1379 белков. Происходит это не постепенно, а скачкообразно, в три этапа — на 35-м году жизни, 61-м и 79-м. Вероятно, в это время организм существенно перестраивается.

«Белки — «рабочие лошадки» клеток организма. Когда их уровни значительно меняются, меняемся и мы. Изучая тысячи белков в плазме, получаешь представление о том, что происходит по всему телу. <…> Так, концентрация отдельных белков может указывать на состояние здоровья человека, например, липопротеины отвечают за сердце», — отмечают в интервью пресс-службе Медицинской школы Стэнфорда авторы работы.

Остановить время. Ученые назвали простые способы замедлить старение

Японские ученые нашли лекарство для остановки старения

Ученые подчеркнули: даже по 373 основным белкам можно определить биологический возраст. Однако почему уровни этих веществ на определенном этапе падают или растут, неизвестно. Авторы работы не уточняют, есть ли шансы как-то отсрочить такие скачки. Однако сразу несколько исследований выявили корреляцию между образом жизни и скоростью старения организма.

Здоровый жир — молодой мозг

Еще в 2017-м американские и испанские ученые обнаружили, что кетодиета — много жиров, белков и отказ от углеводов — улучшает работу мозга и заметно увеличивает шансы прожить долгую и здоровую жизнь. Правда, эксперименты ставили на мышах. Но результаты впечатляли — пожилые грызуны, которые питались по такой системе, демонстрировали отличную память, были сообразительнее и выбирались из лабиринта быстрее, чем молодые особи на обычном рационе.

Дело в том, что при кетодиете главный источник энергии для мозга и других органов — не глюкоза, а жирные кислоты и кетоны. Мышцы и клетки мозга переходят тогда в особый режим «сбережения энергии», из-за чего первые становятся более выносливыми, а вторые — медленнее стареют.

© Иллюстрация РИА НовостиПри традиционной системе питания, включающей много углеводов, источником энергии становится глюкоза. При кетодиете, подразумевающей высокое потребление жиров и отказ от углеводов, источник энергии — кетоновые тела. Считается, что в этом случае мышцы и клетки мозга переходят в режим «сбережения энергии». Благодаря этому первые становятся более выносливыми, а вторые — медленнее стареют. Однако кетодиета подходит не всем. Для людей, имеющих проблемы со здоровьем — например, заболевания щитовидной железы — переход на такой рацион может плохо закончиться

Остановить время. Ученые назвали простые способы замедлить старение

Три года спустя с помощью метода нейровизуализации биологи из Университета Стоуни-Брук (США) получили похожие результаты и для людей. В исследовании приняли участие около тысячи добровольцев от 18 до 88 лет. Выяснилось, что глюкоза — основной источник энергии при традиционной диете — со временем уменьшает устойчивость связей между разными областями мозга. А вот кетоны, наоборот, ее укрепляют.

Как отмечают авторы работы, эти данные свидетельствуют, что рацион с низким содержанием углеводов способен обратить вспять возрастные изменения в мозге.

Меньше ешь, моложе выглядишь

По мнению ученых из Сколковского института науки и технологий (Сколтеха) и Гарвардской медицинской школы (США), старение организма замедляет любая длительная низкокалорийная диета.

К таким выводам они пришли, наблюдая за лабораторными мышами. У подопытных, которые долгое время ежедневно съедали небольшое количество пищи, замедлялись процессы старения. Речь идет о динамике метилирования ДНК — изменениях, которые не затрагивают последовательность генетического кода, но могут влиять на работу генов. Эти процессы проявляются в более позднем возрасте и указывают на увядание организма.

Остановить время. Ученые назвали простые способы замедлить старение

Российский ученый прокомментировал опыты китайцев по замедлению старения

В экспериментах ученых у мышей, питавшихся небольшим количеством корма, метильные группы в ДНК накапливались медленнее. А вот у их сородичей, которые несколько дней ели мало, а потом возвращались к обычному рациону, возрастные изменения, наоборот, ускорялись.

Впрочем, как установили сотрудники Института биологии старения Общества Макса Планка (Германия), «молодильный» эффект дает не само уменьшение калорийности, а сокращение употребляемых белков и определенных аминокислот.

Самоконтроль и никаких стрессов

Ученые из США, Нидерландов и Новой Зеландии считают, что медленнее стареют и дольше живут люди, которые умеют держать себя в руках. Несколько лет исследователи наблюдали за группой добровольцев, родившихся в Новой Зеландии в 1972 и 1973 годах. Оценивали здоровье, работу мозга и психологические особенности — участники эксперимента раз в два-три года проходили собеседования, анкетирования, комплексные обследования и сканирования. Кроме того, специалисты опрашивали их родителей, учителей и друзей.

Анализ данных показал, что волевые, сдержанные и не очень импульсивные люди эффективнее справляются с финансовыми и социальными трудностями, меньше болеют и выглядят младше сверстников.

Остановить время. Ученые назвали простые способы замедлить старение

Геронтолог назвал способы продлить молодость и жизнь

Более того, тело и мозг у добровольцев с высоким уровнем самоконтроля биологически моложе. При этом умение контролировать чувства и эмоции — особенность не врожденная, отмечают авторы работы. Ее можно развить с помощью когнитивно-поведенческой терапии или программ эмоциональной регуляции. Люди научатся лучше планировать будущее и переживать меньше стрессов, а значит, и медленнее стареть.

В душе всегда 17

По мнению британских исследователей, дольше выглядят молодыми те, кто чувствует себя младше биологического возраста. Ученые проанализировали результаты 19 лонгитюдных исследований — таких, когда за добровольцами наблюдают несколько десятков лет. Оказалось, у тех, кто молод душой, ниже риск депрессий, деменций и возрастных проблем со здоровьем.

Кроме того, у них, как правило, замедлены процессы старения мозга. Это установили исследователи из Сеульского университета (Южная Корея), изучив данные МРТ-сканирования мозга 68 здоровых людей в возрасте от 59 до 84 лет и сопоставив их с анкетированием. Добровольцы рассказывали, чувствуют они себя старше или моложе своих лет, и оценивали общее состояние своего здоровья. Все участники прошли тесты на когнитивные способности.

Остановить время. Ученые назвали простые способы замедлить старение

Найден главный фактор долголетия мозга

Выяснилось, что люди, чей психологический возраст меньше биологического, лучше справляются с заданиями на память, реже жалуются на депрессии и в целом считают себя более здоровыми. МРТ-сканирования показали, что в ключевых областях их мозга больше серого вещества. Иными словами, у тех, кто не чувствует себя старым, и мозг «молодой». А вот у добровольцев, относящих себя к пожилым, когнитивные функции ниже, что отражается и на структуре мозга.