Школьники помогли найти систему из четырех экзопланет

Астрономы при помощи наземных и космических телескопов отыскали систему из четырех экзопланет у близкой к Земле солнцеподобной звезды. В этом им помогли два старшеклассника, занимавшиеся обработкой данных наблюдений. Статья опубликована в журнале The Astronomical Journal.

На примере систем с несколькими экзопланетами астрономы могут проверять модели формирования, эволюции и орбитальной миграции планет. В частности, исследование подобных систем может позволить разобраться в происхождении «пустыни субнептунов» — наблюдаемом недостатке экзопланет с радиусами от 1,5 до 2 радиусов Земли вблизи звезд. Предполагается, что это может быть связано с фотоиспарением их атмосфер, из-за чего планеты активно теряют свою массу. Кроме того, ученым интересно понять, как зависит эволюция и обитаемость экзопланет с возрастом и спектральным типом их звезды.

Группа астрономов во главе с Тансу Дайлан (Tansu Daylan) из Института астрофизики и космических исследований Массачусетского технологического института сообщила об открытии системы TOI-1233 из четырех экзопланет вокруг звезды HD 108236, расположенной на расстоянии около 200 световых лет от Солнца. Первоначально открытие было сделано космическим телескопом TESS, наблюдавшим транзиты планет по диску звезды в 2019 году, в дальнейшем оно было подтверждено при помощи данных наблюдений наземных телескопов. Примечательно, что в работе участвовали два старшеклассника (16 и 18 лет), которые занимались обработкой данных телескопа TESS в Гарвард-Смитсоновском центре астрофизики и могут считаться одними из самых молодых астрономов, сделавших подобное открытие.