Обезьяны «от трех родителей» выросли здоровыми и плодовитыми

Группа американского биолога Шухрата Миталипова опубликовала отчет о девятилетних наблюдениях за обезьянами, полученными в результате митохондриального переноса — так называемой технологии «ребенка от трех родителей». Этот метод разработали для лечения митохондриальных болезней, однако людей, на которых его испробовали, пока слишком мало, чтобы судить о его безопасности. Исследователи подтвердили, что у обезьян не возникло никаких заболеваний, а донорские митохондрии прижились в клетках. Правда, вместе с ними сохранилась и часть «ненужных» митохондрий. Кроме того, некоторые обезьяны передали своему потомству отцовские митохондрии, которые по наследству обычно не переходят. Работа опубликована в журнале Human Reproduction.

Технология «детей от трех родителей» — единственный доступный сегодня способ «починить» гены у зародыша (подробнее о нем мы писали в материале «Терапия зла»). Правда, работает он только для митохондриальных болезней — тех, что вызваны мутациями в митохондриальной ДНК. Вклад «третьего родителя» здесь, на самом деле, минимален: женщина («вторая мать») отдает свою яйцеклетку, чтобы из нее удалили собственное ядро и пересадили в нее генетический материал из оплодотворенной яйцеклетки (этот метод называют переносом веретена, spindle transfer). При этом подавляющее большинство генов достаются ему от «основных» родителей, а от «второй матери» — только митохондрии, зато без наследственных дефектов.